Сортеры

Сортеры, лабиринты и шнуровки для малышей

Рассмотрим подробнее каждое направление в развитии детей при играх с сортером.

Ребенок, играя с сортировщиком, развивает свое логическое мышление, благодаря подбору одинаковых фигур по форме, цвету, названию и прочее. Сначала ребенок не понимает, что в отверстие для круга не подходит треугольник, затем методом подбора карапуз находит нужную фигуру. В дальнейшем процесс сортировки не будет занимать у ребенка много времени. Мамочкам рекомендуем для начала показать ребенку, что нужно делать. Нелишним будет дать подсказку непоседе.

Благодаря игрушкам-сортировщикам малыш развивает представления о различных формах и фигурах. Во время игры формируется представление и запоминание основных цветов. Ребенку можно поставить задание подобрать одинаковые цвета для вкладыша: сначала кроха отсортирует детали по цвету, затем вложит в отверстия сортировщика. Не забывайте быть рядом и помогать малышу.

Большинство сортеров состоят именно из геометрических фигур: круга, квадрата, ромба, треугольника. Обязательно играя с ребенком, произносите названия выбираемых фигур, чтобы маленький человечек быстрее их запомнил.

Сортер — одна из многих игрушек, которая формирует последовательность движений малыша и выступает в качестве пальчиковой гимнастики. Психологи давно доказали, что развития моторики напрямую связано с дальнейшим развитием речи у детей.

Сортируя фигуры по видам животных, транспорту, предметам обихода и прочие, ребенок развивает свой кругозор. В свою очередь, во время игры рекомендуем подробнее объяснить ребенку о каждой фигуре и ее значении.

Рекомендуется приобретать сортер, в зависимости от возраста ребенка, с дальнейшим увеличением игрушки-сортировщика по уровню сложности.

Примерно к 6 месяцам дети осваивают важное умение – учатся сидеть и в это же время, созерцая окружающий мир из нового положения, начинают распознавать очертания предметов, анализируют их размер, форму и цвет. Поэтому важно в этот период подобрать подходящие игрушки, такие как сортер, которые будут способствовать всестороннему развитию малыша и смогут завлечь его на некоторое время, подарив маме небольшую передышку.

Виды

На современном рынке товаров для детей представлено огромное количество разновидностей развивающих сортировочных игровых комплектов, но не все они подходят для малышей до года.

Сортеры для детей от 6 месяцев – это:

  • самые банальные пирамидки, пришедшие из советских времен;
  • современные пирамидки, представляющие собой всевозможные вкладыши – набор тарелочек, стаканчиков или кубиков, которые требуется рассортировать по размеру и вложить один в другой;
  • мягкие комплекты – в качестве основы используется куб или шар из мягкого, но устойчивого материала (например, фетра) с небольшим количеством прорезей простых форм (круг, овал, квадрат), а фигурки – это мягконабивные элементы, выполненные из разных на ощупь тканей (гладкой, шершавой, пушистой);
  • простые пластмассовые и деревянные комплекты с минимумом отверстий и деталей.

Предпочтительно наличие в сортерах для малышей приятного, не раздражающего светового и звукового сопровождения, а также нескольких прозрачных граней у основания (только не там, где отверстия), чтобы ребенок мог наблюдать, как и куда исчезает фигурка.

Делаем сортер для малышей своими руками

Первый сортер для малыша необязательно покупать, мама легко может сделать его своими руками. Варианты:

  • пластмассовые емкости разного размера (стаканчики, чашки), которые можно вкладывать одна в другую;
  • коробки или ведерки разного цвета, размера и соответствующие им игрушки;
  • большая коробка с прорезанными отверстиями, по форме подходящими под большие, средние, маленькие мячики и кубики;
  • несколько разноцветных корзинок или ведерок, в которые можно складывать детали «Лего» или небольшие игрушки того же цвета.

Таким образом, сортер – это простая, но невероятно полезная для развития ребенка игрушка, которую легко смастерить самостоятельно. Сортировать можно все, что угодно, только важно выбирать достаточно крупные предметы, чтобы малыш не смог их проглотить.

Всевозможные сортеры – это, наверное, одна из самых любимых и полезных игрушек для детей примерно с года до 3 лет. Она удовлетворяет страсть ребенка к мелким предметам и в тоже время интерес куда-то что-то “просовывать» и «запихивать», уж простите за эти сова 🙂

А все потому, что в это время ребенок проходит очень важный сензитивный период – период восприятия мелких предметов и период сенсорного развития. Вспомните, с каким удивлением ребенок «вдруг» начинает видеть и пытаться поднять маленькую соринку с пола. В этот момент он начинает выделять части из большого целого, что указывает на начало формирования такой функции мышления, как анализ (выделение во внешнем мире отдельных его элементов). Так же в период сенсорного развития он наиболее чувствителен к различным сенсорным раздражителям.

Поэтому, интерес к мелким предметам и желание ими манипулировать, закономерен в этом возрасте и даже жизненно необходим для его развития. И вовсе не нужно всеми способами ограждать ребенка от этого занятия, а напротив, необходимо максимально поощрять эту потребность, и создавать безопасные условия для её удовлетворения.

Один из способов – это создание различных сортеров и копилок.Такие занятия удовлетворяют потребность ребенка в манипулировании с мелкими предметами, тем самым, развивая мелкую моторику руки. Дают различные сенсорные ощущения (форма, цвет, материал). Координируют движения руки. Развивают концентрацию внимания ребенка. А так же способствуют развитию мышления, установления причинно-следственных связей между собственными действиями.

Но такие занятия требуют обязательного присутствия взрослого! А профилактикой нежелательного использования мелких предметов будет служить медленный и четкий показ ребенку алгоритма действия с таким сортером.

Сортеры. Что это такое?

Если у ребенка будет опыт более интересного использования мелких предметов, то ему и не придет в голову засунуть это куда-то не туда.

Что может служить материалом:

Да все что угодно! Например, для совсем маленьких (еще не достигших годовалого возраста) – это могут быть мячики для пин-понга, или мягкие текстильные мячики, которые даже не помещаются в кулачок ребенка. И, с появлением ловкости пальчиков, предметы будут уменьшаться.
Это могут быть: любые мячики, каштаны, желуди, семена, корпус от фломастеров, камешки, крышки от питания, монетки, счетные палочки, скрепки, кусочки тряпочек, лент, веревочек, полоски из туристической пенки, поролон, любые бусины, пуговицы, пластиковые карты, различная фасоль, и даже макароны, любые детали от конструкторов или строительных наборов, и т.д.

Лишь небольшая часть того, что можно использовать

В зависимости от того что у вас есть под рукой, в любой банке или коробки проделываете соответствующее отверстие и даете ребенку. Количество деталей не должно превышать 5-7, на первом этапе. В последствии, можно остановиться на 10, это косвенно будет подводить ребенка к восприятию десятичной системы.

Периодически меняйте банки и содержимое, чтобы поддерживать интерес.
Помните, что освоение любого действия ребенком должно идти от простого к сложному, поэтому начинайте с простых округлых форм и только после этого меняйте «геометрию», добавляя предметы плоской формы (монеты, пуговицы), где требуется пинцетный захват и далее предметы с углами.

После освоения операций с одним предметом и одним отверстием, можно усложнять задачу, предлагая несколько разных форм, чтобы ребенок учился сортировать по форме.

Очень многих сортеров у нас уже не сохранилось, поскольку жизнь их не такая длинная, и часто, они делались буквально за несколько секунд, увлекали ребенка на какое-то время, а потом, безжалостно выбрасывались, освобождая место для новых. Покажу то, что успела сфотографировать.

Начинали мы с мячиков для пин-понга, около 7-8 месяцев. Сначала, терпения хватало опустить 1 — 2 шарика, но уже вскоре, он подползал к этой бутылке, которая была подвешена у стены и опускал все шарики, лежащие рядом в корзинке.


Дальше, осваивали мягкие текстильные мячики с разными наполнителями. Мячики разные наощупь, издают разные звуки, некоторые из них шуршат, так же они разные по плотности.

И еще мягкие мячики

Мягкие поролоновые кусочки

Крышки от детского питания (на дно крышки можно приклеить любые картинки, разглядывать их, и в дальнейшем, разделять по типу картинок).

Предметы цилиндрической формы (в данном случае — пустые катушки от ниток, обклеены скотчем)

Стеклянные шарики и стаканчик непроливайка

Счетные палочки, детали от погремушки, пластиковые полоски от папиных рубашек

Вставляем пуговицы или деревянные палочки

Учимся вставлять монетки (перед использованием обязательно помойте монеты)

Новогодние бусы. Можно порезать бусы на кусочки, а можно и пробовать вставлять длинные, что сложнее.

Опускаем в отверстие нарезанные веревочки

Скручиваем в рулончикилоскутки

Наша любимая синельная (пушистая) проволока

Дальше, уже сортируем предметы по форме цилиндров (больше — меньше). Цвет, как вспомогательный элемент, помогающий соотнести размер. Кстати, цилиндры от мягкого геометрика фирмы «Тедико».

А ниже, кормим рыбок соответствующего цвета.

Теперь, раскладываем два вида палочек: мягкие полоски (порезали туристический коврик) и деревянные зубочистки.

Раскладываем картинки по смысловому содержанию: «День и Ночь». Эту идею уже несколько лет назад приглядела у мамы Марии.

Как видите, все это очень просто сделать, а развивающий потенциал таких занятий налицо.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *